Вчера ко мне обратился клиент с просьбой проверить фирму-поставщика на наличие у нее признаков фирмы-однодневки.
Фирма эта сделала пару отгрузок в адрес клиента, по поставкам все было нормально, но уже каждый предприниматель знает, что закрытая поставщиком сделка это не конец.
Теперь надо пережить еще 3 года, чтобы не заставили восстановить вычеты по НДС и убрать из расходов по налогу на прибыль сумму этой сделки, если вдруг налоговая увидит в этом поставщике признаки фирмы-однодневки. А, значит, будет инкриминирована нереальность сделки или сделка с целью уменьшения налогов, что, согласно Налогового кодекса РФ, налоговое преступление.
И вот, проверяя признаки фирмы-однодневки, я заметила, что многие из признаков соответствуют просто молодым начинающим организациям - стартапам, которые и не планируют быть однодневками, а мечтают вырасти и стать крупными компаниями, но им надо время и клиенты. Клиенты, которые бы не боялись работать с ними, потому что налоговая может привлечь их из-за работы с фирмами-однодневками.
Так, какие же признаки фирм-однодневок?
1. Молодость организации. Если фирма зарегистрирована недавно, а это может быть и до 2-х лет. Налоговая считает, что с такими фирмами работать нельзя. С одной стороны, они правы, ведь фирмы-однодневки в большинстве случаев живут максимум до 3-х лет. Но этот признак и полностью соответствует стартапам.
2. Массовость юридического адреса, директора или учредителя. Этот признак тоже не однозначен, но в большинстве случаев верен. Поэтому не стоит открывать на себя сразу несколько ООО и ИП. Лучше все-таки в начале деятельности не дробить свой бизнес. Что касается юридического адреса, то действительно многие начинающие компании не могут позволить себе офис и покупают место – так дешевле. В этом случае, надо проверить этот адрес на сайте налоговой на массовость.
3. Отсутствие работников. Очень спорный признак. Например, чтобы заниматься оптовой торговлей на первом этапе достаточно одного директора, который будет и менеджером, и бухгалтером, и директором в одном лице. И хотя это реальная ситуация в бизнесе, со стороны налоговой на это смотрят крайне подозрительно, усматривая или признаки фирмы-однодневки, или неоформленных работников, а значит уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Получается, что штатные работники необходимы, но есть выход – аутсорсинг. В налоговой и в банках уже хорошо знают про аутсорсинг, и договор с аутсорсинговой организацией оправдывает отсутствие штатных работников, и законным способом позволяет экономить.
4. Отсутствие основных средств, офисных помещений, склада. Многие виды бизнеса могут обходиться и без основных средств или взять их в аренду. Склад тоже многие не покупают и не арендуют, потому что при правильной логистике на этом можно сэкономить. Про офис я уже писала. В этой ситуации при вызове в налоговую директор может экономически обосновать отсутствие у него основных средств и недвижимости, главное, директору явиться на вызов.
5. Несоответствие ОКВЭДов текущей деятельности. Здесь поможет только внимательность руководства и компетентность специалиста, который занимался регистрацией организации.
6. Отсутствие сайта и информации об организации на бесплатных интернет-ресурсах, которые собирают данные о бизнесе. Сайтами интересуется не только налоговая, но и банки тоже запрашивают адрес сайта в официальных запросах. Это требование налоговой делает сайт неотъемлемым атрибутом любой организации, практически, как печать или устав. Поэтому сайт надо делать, при этом не надо что-то грандиозное и дорогое, достаточно хорошего сайта-визитки, так называемого, лэндинга.
Зная эти признаки, стартап может подготовиться к неудобным вопросам, а некоторые моменты сразу подкорректировать, например, внести нужные ОКВЭДы, проверить на массовость юридический сайт и, конечно, обзавестись сайтом, сразу после регистрации.
Больших прибылей!
Об авторе
Юлия Игошина
Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.