Мотивация бывает: материальная и нематериальная.
Материальная мотивация - это мотивация деньгами и подарками, например путевки, сертификаты в магазины или салоны красоты.
Говорят, что не все работают за деньги. Возможно, это и так, но чтобы жить нужны деньги, а чтобы хорошо жить надо много денег. Поэтому, на мой взгляд, до определенного уровня достатка все работают ради денег, а вот, когда этот уровень удовлетворен, тогда уже на первые роли выходят другие ценности.
Вопрос только в том, что у каждого этот уровень разный.
Этот уровень еще называют - уровень необходимости. У кого-то уровень необходимости совсем низкий.
Например, у человека есть капитал, его содержат родители или муж, жена. Для таких людей действительно материальная мотивация почти не имеет смысла, но не потому что им не нужны деньги, а потому что они у них есть.
Стоит ситуации измениться и их нерабочий источник денег иссякнет, то они станут также подвержены материальной мотивации, как и все.
Есть еще одна ситуация, когда материальная мотивация начинает слабеть. Это когда доход сотрудников сравнивается с уровнем необходимости. В Москве считается, что спецы с доходом от 300 000 рублей уже работают не за деньги, а ищут более удобные и комфортные места работы.
Как с этим быть? Способа два:
1. Повышать уровень необходимости сотрудников.
Например, есть компании, которые специально вывозят продажников в люксовые отели, под предлогом тренингов. Но суть в том, что они таким образом формируют желание своих сотрудников привезти в эту роскошь семью или самому вернуться еще, но уже за свой счет. А для этого надо больше работать, а значит больше продавать! Именно этого компания и добивается!
2. Нематериальная мотивация.
Эта мотивация бывает очень разной и зависит и типов личности каждого сотрудника. Кому-то нужен уютный офис, приятный коллектив и правильный цвет стен. Кого-то мотивируют дипломы, победы в конкурсах, повышение социального статуса. Кого будет мотивировать возможность повышать уровень своих знаний, обучаться, решать более сложные задачи.
К нематериальной мотивации также относится гибкий график работы, возможность взять отпуск, когда хочется, начальник, который не кричит и даже просто похвала словом.
Видов нематериальной мотивации бесконечно много, но из-за этого многообразия ее и довольно сложно применять эффективно в крупных компаниях.
Но руководитель должен заниматься не только мотивированием сотрудников, но и контролем. Чему и будет посвящена следующая статья.