Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Правильная сделка:
взгляд налоговой (часть 2)

Юлия Игошина
Автор статьи
Правильная сделка: взгляд налоговой (часть 2)
Первую часть читайте здесь
Сегодня налоговые органы используют риск-ориентированный подход при назначении проверок. Что это значит?
Это значит, что если к вам пришла выездная налоговая проверка то, у них точно есть, что вам предъявить.
Вы удивитесь: «Откуда они заранее знают, что в моей организации неправильно посчитаны налоги и есть ошибки в бухгалтерском учете?»
А теперь давайте попробуем переложить все эти пункты на реальную жизнь представителя малого бизнеса:
    "документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента"
    Мониторинг контрагентов происходит через поисковики Яндекс и Google, на сайтах объявлений, типа AVITO, «звонок другу», кто-то посоветовал, увидел на выставке и т.п.

    Какие документы заполняются при этом? Возможно в блокноте что-то и «черкал», но через два-три года вспомнишь ли ты где этот блокнот?
      "источник информации о контрагенте, а именно сайт в интернете, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента"
      Этот пункт более-менее вменяем, но если вы работали с организацией 2-3 года назад, а потом прекратили (именно такие контрагенты и попадают в список ненадежных, а не те, с которыми вы и сегодня работаете), вспомните ли вы как назывался его сайт? Храните ли вы бережно все листовки и коммерческие предложения за последние три года? Если да, то это пригодиться. Если нет, то освобождайте место в шкафу и начинайте складывать туда все рекламные проспекты, а все сайты, которые вы посещаете, выписывайте в отдельный файл с пометкой что смотрели и почему не стали работать или, наоборот, выбрали для работы.
        "результаты мониторинга рынка соответствующих товаров, изучение и оценка потенциальных контрагентов (предоставить анализ рынка (в том числе производителей), реализуемых идентичный (аналогичный) товар по более низким ценам"
        Это работа для штата маркетологов и экономистов, которые должны проанализировать весь рынок, запросить у всех коммерческие предложения, провести исследование и составить обоснованный отчет с фактами и приложениями. С удовольствием бы это делали все, если бы у малого бизнеса хватало средств на содержание соответствующих специалистов. А если бы средств хватало, был бы тогда этот бизнес малым?
          "документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента – закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков и др."
          Откровенно говоря, я никогда не видела подобного документа. Возможно, в крупных организациях, где поиском поставщиков занимается специальный отдел менеджеров, а потом предоставляют свои заключения коммерческому директору, а тот принимает решение на основании их заключения, потом передает сведения в юридическую службу, которая подключает все свои официальные и неофициальные каналы, чтобы оценить риски, это выглядит логично и закономерно.

          Но в малом бизнесе, когда в одном кабинете сидят директор, менеджер и бухгалтер, все происходит примерно так:

          Менеджер из-за соседнего стола, зажимая микрофон телефона рукой, говорит директору: "Они дают хорошую цену и отсрочку платежа на 10 дней. Соглашаемся?"

          Директор, не вставая из-за своего стола, спрашивает бухгалтера: "Сначала поставляют, мы оплачиваем через 10 дней – выгодно?"

          Бухгалтер кивает: "Раз дают отсрочку, то не кинут. Ведь мы можем не заплатить, если товар некачественный."

          Директор менеджеру: "Заключай договор."


          Вопрос со звездочкой:
          «Какие документы оформляются для обоснования заключения такой сделки и оценки рисков?»
            "оценка условий сделки и их коммерческая привлекательность"
            Если набрать в поисковике эту фразу, то выдаются статьи про требования налоговой и рефераты. Ни одной инструкции по составлению такого отчета, я не нашла. Пишем в свободной форме для каждой сделки.
              "деловая репутация контрагента"
              Деловая репутация — нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация организации — это разница между ценой покупки организации и ее собственным капиталом.
              Определение из Википедии.

              Как отразить это благо документально, и какие критерии определяют положительная репутация или нет, вопрос открытый.
                "платежеспособность контрагента"
                Знать ответ на этот вопрос, заключая договор с покупателем, мечта любого предпринимателя. А вот платежеспособность поставщика, нас, вроде как, и не касается, нам главное «поставкоспособность» и качество товара, а платить ему будем мы.

                Да и кто вам скажет правду: «Я неплатежеспособный. Вот вам справка». А состояние расчетных счетов организации – это коммерческая тайна.
                  "риск неисполнения обязательств"
                  Отличный пункт. Знаю только два способа: посмотреть выписку из ЕГРЮЛ не находится ли организация в стадии ликвидации и посмотреть нет ли судебных дел. Но ни один из этих способов не дает никакой гарантии снижения риска неисполнения обязательств, зато исключает 100%-ую опасность.

                  Все остальное на свой страх и риск...
                    "наличие необходимых ресурсов – производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала и соответствующего опыта работы"
                    Придя в тренажерный зал, вам обязательно покажут тренажеры и дипломы тренеров, а вот в сферах производства и оптовой торговли такой информацией делиться навряд ли кто станет во избежание промышленного шпионажа и обоснуют это вполне законно – коммерческая тайна.
                      "рекомендации каких-либо организаций, с которыми ООО «Х» работает продолжительное время"
                      Не заведено в обычаях делового оборота среди предпринимателей малого бизнеса брать письменные рекомендации. Все рекомендации устные, в письменном виде передается максимум номер телефона смской.
                        Критикуешь — предлагай.
                        Королёв С.П.
                        Я полностью согласна с этой фразой, поэтому не собираюсь просто критиковать доблестную работу налоговой, а напишу свои предложения. В следующий четверг читайте в моей Авторской колонке.

                          Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
                          ОБ АВТОРЕ
                          Юлия Игошина
                          Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
                          comments powered by HyperComments