Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Правильная сделка:
критикуешь-предлагай (часть 3)

Юлия Игошина
Автор статьи
Правильная сделка: критикуешь – предлагай (часть 3)
Первую часть читайте здесь
Вторую часть читайте здесь

В первых двух частях этой статьи я описывала то, что мы имеем на сегодняшний день, а сегодня я хочу предложить вариант, который был бы, с точки зрения предпринимателя, эффективным.
Сейчас действия налоговой очень похожи на действия «гаишников», которые прячутся за пешеходным переходом и штрафуют водителей, которые не пропустили пешеходов.

    Вопрос: «Какая цель?»

    И что ответит большинство водителей?
    Конечно: «Чтобы пополнить бюджет государства штрафами, а иногда просто бюджет».
    Но на самом деле их основная функция вовсе не штрафовать нарушителей, а ОБЕСПЕЧИВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
    То есть, на самом деле, достаточно стоять до пешеходного перехода, чтобы предотвращать нарушение, а не «пожинать плоды» совершенного.

    То же самое делает и налоговая служба – она знает какие фирмы «белые», а с какими работать не стоит. Налоговая знает, но никак не отражает это в выписке из ЕГРЮЛ, не выкладывает в общий доступ списки организаций, которых считает недобросовестными контрагентами. Налоговая служба «сидит в кустах» и выжидает, когда предприниматель проведет сделку с «недобросовестным контрагентом», да еще лучше не одну, да еще и суммы, чтобы были значительные, и тогда – «Вот мы! Не ждали?»

    Не ждали! Мы даже не знали! Мы, как добросовестные налогоплательщики, заказали выписку из ЕГРЮЛ, запросили копии Устава и свидетельств, посмотрели нет ли судебных дел и нет ли директора в списках массовых. Сайт налоговой предлагает ряд сервисов для проверки контрагентов, но даже если по всем сервисам не выдается «плохих» сведений – это никак не обезопасит ваш бизнес. А самое главное, что налоговая приходит через 2-3 года после того, как у вас прошли сделки с «недобросовестным контрагентом» и предъявляет Вам, что директор «массовый», а по месту нахождения фирму не нашли. И никто даже слушать не будет, что два года назад там был совсем другой директор и по месту регистрации они находились. Предпринимательство – это деятельность на свой страх и риск, и очень многие фирмы не проживают больше года. Это суровая правда жизни.

    С 1 июля 2018 года налоговая обещает запустить сервис «Прозрачный бизнес», где в открытом свободном доступе будут опубликованы все данные об организациях и даже их финансовые показатели.

      На мой взгляд, это хорошо, но мало. Я предлагаю, обязать все организации проверять своих контрагентов посредством этого сервиса (при условии его бесплатности) и прикладывать выписку из него к договору. И если на момент проведения сделок с контрагентом в этом сервисе нет пометок, что организация «недобросовестная», то и штрафовать налогоплательщика за эти сделки через два-три года, когда выясняться факты «недобросовестности», НЕЛЬЗЯ. Если налоговая на этот момент не могла знать, то как это может понять предприниматель?!
      Сегодня предпринимателей заставляют отвечать за своих контрагентов, не дав им при этом никаких ресурсов, которые бы могли обеспечить 100%-ую гарантию. И наказывают, наказывают, наказывают…

      Может пора пойти другим путем – создать условия, при которых нарушать налоговое законодательство «по неосторожности» станет НЕВОЗМОЖНО. И тогда наказания станут закономерными.

      В менеджменте есть понятия «проступок» и «ошибка». Проступок – это когда сотрудник точно знал, что это делать нельзя, или бездействовал, когда по инструкции должен был действовать. То есть знал, но нарушил. А ошибка – это когда у него не было точных инструкций, как действовать в данной ситуации, и сотрудник проявил инициативу и сам принял решение, как действовать или, наоборот, бездействовать, но это привело к негативным последствиям.

      Так вот, в менеджменте за ошибку наказывать нельзя – руководитель не дал инструкций – это вина руководителя, а не сотрудника. А за проступок наказывать обязательно – ведь инструкции есть, а сотрудник их нарушил.

      Вот это правило надо применить и в отношении сделок с «недобросовестными контрагентами»: знал, что он «недобросовестный» и все равно работал – проступок – наказать. Нет возможности проверить, на текущий момент про контрагента нет сведений о недобросовестности, и ты заключил сделку, а позже налоговые органы выяснили, что фирма была «недобросовестной» - ошибка – предупредить, но не наказывать. А вот если после предупреждения, продолжил работать с ней – проступок – наказать.

      Дайте ресурсы, напишите четкие понятные инструкции, и нарушителей станет в разы меньше.

        Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
        ОБ АВТОРЕ
        Юлия Игошина
        Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
        comments powered by HyperComments