Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Обмен
Превышаем ожидания

Юлия Игошина
Автор статьи
Обмен. Превышаем ожидания
Все отношения между людьми, то ли бизнес, то ли любовь, то ли дружба, построены на обмене.
Кто-то может возразить, что к дружбе и любви это не относится, эти понятия априори бескорыстные. На самом деле обмен происходит даже в самых бескорыстных вещах. Просто мы привыкли считать, что духовный обмен бескорыстен, а материальный – порочен.
Докажу на примере.
Ответьте честно на вопрос: «Вы дружите с человеком, который вам неинтересен, у которого вам нечему научиться, который вас не понимает и не поддерживает?» Уверена, что нет. Мы дружим только с теми, кто нам может что-то дать в духовном или душевном плане. И искренне считаем, что духовный обмен – это неиспользование другого человека, а вот, если ты заинтересован в друге материально, будь то он выручает в деньгах, у него можно одолжить машину, или у него есть связи и через него можно решить проблемы, то это уже дружба неискренняя, это использование.

Сегодня я не собираюсь рассуждать с точки зрения морали. Я хочу рассказать про суть обмена, а в конце о том, как эти знания можно использовать в жизни и в бизнесе.
На мой взгляд, существует четыре типа обмена:
  • Односторонний обмен
  • Неравноценный обмен
  • Равноценный обмен
  • Обмен с превышением ожиданий
Теперь о каждом типе по порядку.
Односторонний обмен.

Это когда ты берешь, не отдавая ровно ничего взамен. Здесь неважно что: знания, информацию, вещи или эмоции. Беда такого обмена, что человек, который что-то получает, безвозмездно в конечном счете, не обогащается за счет полученного ресурса. Почему? Потому что наш мозг устроен так, что не ценит того, что досталось даром. Если на достижение этого ресурса не потрачено времени, сил, стараний. Вот именно поэтому многие акции, в которых фигурирует слово «бесплатно» не срабатывают ожидаемым образом. Человек должен понимать, что стоИт за этим «бесплатно», иначе у него срабатывает подсознательное недоверие.
Неравноценный обмен.


В этом случае дают и получают оба, но один меньше, а другой больше. Этот обмен уже лучше предыдущего, но не ведет к долгосрочным отношениям. Если клиент платит больше за товар, чем получает от него ценности, то в итоге он откажется покупать этот товар и найдет ему более ценную или более дешёвую замену.
Равноценный обмен.

Это когда один дает другому что-то равное по ценности тому, что другой дает взамен. Это обмен, к которому мы все интуитивно стремимся. Казалось бы, вот она золотая середина – баланс равен нулю и все отлично. Возможно, если бы не существовал четвертый вид обмена – с превышением ожиданий.

Обмен с превышением ожиданий.

Это обмен, когда оба участника обмена взаимно договорились о равноценном обмене, но в финале один из них добавляет еще чуть-чуть ценности к своему объекту обмена. Это постоянно используется в маркетинге. Например, вы купили ребенку куртку в магазине по вполне устраивающей вас цене – равноценный обмен.

Но, упаковывая вашу покупку, продавец положил вам в пакет мандаринку, или конфетку, или недорогую игрушку для вашего ребенка. Цена этой «добавки» несущественная, но эмоция, которую вы и ваш ребенок получили от неожиданного подарка, имеет существенную ценность. А что происходит дальше? Человек, получивший больше, чем ожидал, стремится уравновесить баланс и сделать обмен равноценным. И как он это может сделать? Конечно, добрым словом, благодарностью, рассказать об этом своим знакомым и прийти в этот магазин снова.
Различия между обменами очень зыбки, и достаточно «легкого движения», что бы один вид обмена превратить в другой.
Обмен – это бесконечный процесс. Пока мы живем – мы меняемся.
Юлия Игошина
А теперь о том, как же использовать эти знания.
В бизнесе вам надо стремиться к обмену с превышением с вашей стороны. Тут, думаю, все понятно из вышеописанного примера. Главное, не переусердствовать, чтобы обмен с превышением ожиданий не превратился в неравноценный, который будет невыгоден вам лично и морально «неприятен» для ваших клиентов.

В отношениях правила те же. Мы все стремимся к гармонии, т.е. к равноценному обмену. И если в отношениях действует односторонний или неравноценный обмен, то такие отношения не смогут существовать долго и уж точно не сделают ни одну сторону обмена счастливыми.

Что касается обмена с превышением ожиданий, то он дает отношениям возможность развиваться. Муж с женой любят друг друга – равноценный обмен. И вот муж делает жене сюрприз – подарок не к празднику, а просто так – обмен с превышением ожиданий. Жена счастлива, и у нее появляется желание уравновесить обмен. Например, она устраивает мужу романтический вечер. Теперь счастлив муж, но обмен сместился в его пользу, теперь у него снова возникает желание сделать что-то приятное для жены. И так до бесконечности. Приятно же?
К сожалению, с негативными эмоциями происходит то же самое, и месть может перерасти во вражду. Но зная природу обмена, вы теперь знаете, как это можно остановить.

Чтобы отношения были гармоничными, берите и отдавайте. А если хотите, чтобы эти отношения развивались и не заканчивались, - превышайте ожидания.


Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
ОБ АВТОРЕ
Юлия Игошина
Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
comments powered by HyperComments