Первым пунктом в части, касающейся малого и среднего бизнеса, написано:
«а) достижение следующего целевого показателя: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек;»
Цель поставлена, но остается вопрос, а какими способами это собираются делать?
Предположительно на этот вопрос должен ответить подпункт б пункта 13.
Я не буду здесь переписывать все пункты, при желании Вы их легко найдете сами. Скажу одно: среди этих пунктов я не нашла ни одного, который был бы конкретным и реально вел к «улучшению условий ведения предпринимательской деятельности».
Упрощение налоговой отчетности – зачем ее изначально усложняли? Чтобы теперь было, что упрощать?
С мая 2016 года отчетность для всех организаций и предпринимателей с наемными работника стала ежемесячной, с 1 января 2016 года отчет по НДФЛ стал ежеквартальным, с 1 января 2017 года страховые взносы снова вернули под контроль налоговой, и сколько при этом было оплачено пени только из-за несовместимости между программами налоговой и пенсионного фонда…
Работая в сфере бухгалтерских услуг с 2003 года, я могу уверенно сказать, что работа бухгалтера стала в разы сложнее. Отчетов стало больше, а меняются они так часто, что если ты не занимаешься бухгалтерией профессионально, то непременно нарвешься на штраф, пени и блокировку расчетного счета из-за пропущенного изменения в законодательстве. И если раньше ИП действительно могли обходиться без бухгалтера, то сейчас, если у ИП есть хоть один наемный сотрудник, то по количеству отчетов он едва отстает от ООО.
Создание цифровой платформы, совершенствование системы закупок, льготное финансирование, система акселерации, модернизация системы поддержки экспортёров и фермеров… Звучит, как просто красивые умные слова, но что будет на практике?
Как будет поддержан экспортер, если сроки возврата «нулевого» НДС только задерживают, а предпринимателей, которые подают стопки документов на принятие к вычету НДС, в налоговой встречают, как преступников и изучают под микроскопом. Льготное финансирование – это благое дело, но на практике предпринимателю даже простой потребительский кредит в банке взять сложно.
Но есть в этих указах все-таки и конкретика. И это конкретно про новый автоматический налог. Вот в чем-в чем, а в этом я уверена, что этот налог введут. Но вот насколько станут благоприятными условия для самозанятых граждан вопрос остается открытым.
Что на самом деле дало бы толчок развитию малого и среднего бизнеса?
Во-первых, уверенность в банках. С 2013 года банки массово стали лишать лицензий, и все ООО, у которых были деньги на счетах в этих банках, просто теряли свои «трудом нажитые» деньги и еще оставались должны. Несмотря на то, что согласно Гражданского кодекса РФ, эти деньги принадлежали юридическим лицам, а не банкам, они уходили в конкурсную массу банка-банкрота, из которой предприниматели не получали ровным счетом ничего. Потом появился «зловещий» 115-ФЗ, по которому любого предпринимателя можно отнести к инвестору терроризма. На фоне того, как предприниматели обожглись на банкротстве банков и просто бояться хранить деньги на своих расчетных счетах, 115-ФЗ отнес к транзитным операциям все операции, при которых деньги уходят со счетов в течение 2-х дней…
Теперь предприниматели между «двух огней».
Во-вторых, для развития бизнеса нужны льготные инвестиционные кредиты. Но, на практике льготные кредиты дают только уже работающим с прибылью компаниям и только под залог имущества, при чем по очень заниженной оценочной стоимости.
В-третьих, снижение страховых взносов. Сейчас работодателю, нанимая двух работников, приходится отчислять в бюджет зарплату за третьего. При чем работники сами не понимают: за что из их заработной платы забирают столько денег. Накопительная часть пенсии заморожена, пенсионерам на выплату пенсий денег не хватает, а дворцы Пенсионного Фонда «украшают» каждую столицу субъекта. Зачем надо было вкладывать в эти строительства столько денег, если на пенсии не хватает? Бесплатная медицина? Кто последний раз не платил врачу? Если хочешь нормального отношения, то бесплатно не получится. Именно поэтому и процветают платные клиники, где по крайней мере не надо сидеть в километровых очередях и в регистратуре тебе улыбаются, а не откровенно грубят.
В-четвертых, на самом деле уменьшить количество отчетов. Сегодня их безмерно много, так что предприниматели, которые не могут позволить себе платить бухгалтеру, просто тратят уйму времени на эти отчеты, а это время не приносит им доход.
В-пятых, снять с предпринимателей, которые ведут деятельность без наемных работников обязанность уплаты фиксированных страховых взносов. В основном, такие предприниматели, которые все делают сами, зарабатывают меньше, чем эти фиксированные платежи. Поэтому они и не регистрируются – ведь тогда их деятельность станет убыточной. Пусть это будет 1% от выручки, тогда по крайней мере предприниматель будет уверен, что не уйдет в минус, если у него доход нестабильный.
В-шестых, я бы поддержала производство, освободив их вообще на несколько первых лет от уплаты страховых взносов, налога на имущество, прибыль и НДС. А через пару лет постепенно стала бы поднимать, но до льготного уровня. Ведь производство – это длительный цикл от производства до продажи, это закупка оборудования, это закупка сырья и материалов, это оплата электричества, это много работников, которым надо платить заработную плату, тут не обойдешься одним-двумя менеджерами, как в оптовой торговле. На все это надо средства, чтобы только произвести, а потом это надо продать. И зачастую у предпринимателей просто заканчиваются деньги, не дотягивая до продаж…
И в заключение сегодняшней статьи, я хочу поделить новостью, которую прочитала в понедельник утром, которая во всей красе иллюстрирует пример выполнения пункта 13.
Привожу ее целиком и без комментариев:
«Налоговая служба в Твери взялась за домохозяек, делающих кондитерские изделия, а также других бизнесменов, которые ведут дела через Интернет не платят налоги. Об этом пишет еженедельник «Афанасий-бизнес».
Налоговики сделали контрольную закупку через социальные сети «Вконтакте» и Instagram у производителя кондитерских изделий, проживающего в Пролетарском районе города. На учете как индивидуальный предприниматель продавец тортиков не состоял.
Кондитеру предъявили декларации с суммой налога к уплате. Сейчас у ИФНС России № 10 по Тверской области на контроле находятся еще 29 таких предпринимателей, выявленных через социальные сети. Им также направлены уведомления о необходимости уплаты налогов.»
Источник: «Клерк»