Попытки научить его читать я начала, когда ему было 3 года. Я называла ему буквы, читала книжки, стараясь, чтобы он смотрел на страницы, но он упорно засыпал под мое чтение.
Я привлекала его внимание к вывескам на улицах, читала ему их, показывая, как здорово уметь читать и как много можно узнать, зная буквы. Но он упорно не хотел запоминать ни названия, ни буквы.
Я занималась с ним по развивающим книжкам, но кроме рисования и раскрашивания картинок, он не хотел в них делать больше ничего.
Я очень много читала про раннее развитие и мечтала, чтобы мой сын поражал всех окружающих своей одаренностью, но увы… Он этого не хотел. И я решила, что не буду его травмировать, чтобы в будущем вообще не отбить желание учиться.
И вот Владу 6 лет и ему через ему идти в школу. А в хорошую школу берут читающих детей. И я решила, что пора! Взяла "Азбуку" Жуковой и села с ним заниматься. Открыла перед ним книгу, стала показывать картинки и буквы, а он … ЗАПЛАКАЛ! Мне пришлось остановить урок. Через несколько дней я вернулась к этому занятию, но эффект был таким же. Так произошло еще раз, и еще раз… Я поговорила с воспитателями в саду и они меня успокоили, что мол не переживайте, сейчас в подготовительной группе с ними будет заниматься учитель и они все вместе научатся читать. Я поверила и успокоилась. А зря!
В феврале пришло время выбирать школу. Я пошла на собрание в одну из школ и услышала требования к детям - читать, считать и сидеть за партой!
После собрания в школе, я решила проверить успехи моего сына по подготовке, которую он проходил в садике. А он не смог сложить слог "М-А"! И снова заревел.
Но больше ждать было нельзя и пришлось звать "тяжелую артиллерию" - мужа. После очередного размокания букваря под горькими слезами Влада, он посадил его на стул и сказал: "Будешь сидеть здесь пока не захочешь начать учиться читать!".
Он просидел 2 часа (!), и когда я уже готова была прекратить эти напрасные мучения всех, он вдруг изрек: "Я буду учиться читать". Свершилось! - подумала я, но преждевременно.
Мы каждый день занимались чтением, но это шло слишком туго. Он не мог вспомнить слоги, которые только вчера выучили и он их читал. Было такое ощущение, что в голове у него открыта форточка через которую все слоги просто вылетают в никуда.
Когда мы проходили подготовительные курсы для поступления в школу, я не волновалась ни о чем, кроме чтения. И вот настал час "Х", когда Влада и еще 4-х девочек оставили после занятия проверить технику чтения.
Как сейчас помню: стоим мы с мужем в коридоре с другими родителями и ждем.
Выходит первая девочка.
"86!" - гордо заявляет она папе.
"Чего 86?" - папа повторил мой немой вопрос.
"Слов".
"В минуту?"
"В минуту"
Я шоке.
Выходит вторая девочка:
"78!"
Результаты остальных я уже не слышала. Я просто ушла в себя от горя и беспомощности. Вот же другие родители смогли научить детей читать! А мы нет!
Влад вышел самый последний. Без особых ожиданий, больше для приличия, я спросила:
" Ну как?"
"Ну-у-у, предложение я дочитал!" - довольный собой ответил Влад. У мамы с папой смех сквозь слезы, а Владу оптимизма не занимать!
Как вы уже догадались, в ту школу мы не поступили.
Взяли нас в другую.
Но на этом ведь история не заканчивается. В школу нас взяли, но в ней надо учиться, а чтобы учиться, надо как минимум уметь прочитать задание, даже по математике!
До 4-го класса мы с мужем мучались, делая с сыном уроки до полуночи. У него на прочтение предложения уходили десятки минут, он делал много ошибок, не понимал, что прочитал.
Мы и наказывали его, лишая мультиков и игрушек, и стимулировали подарками за прочтение 10 страниц в день. Он не хотел читать! Под нашим строгим вниманием он читал, но не понимал прочитанного. Это был ужас!
Я перелопатила все статьи про то, как привить ребенку любовь к чтению, перепробовала все способы, но помог нам только один.
Я прочитала, что надо начать читать ребенку вслух интересную книгу, так чтобы он увлекся, а потом, когда он сильно захочет узнать продолжение, сказать, что занята и он тогда возьмет книгу и станет читать сам.
Я поехала в книжный магазин и купила книгу фэнтази для подростков. Книга была очень красиво оформлена, шрифт довольно крупный, а главным героям было столько лет сколько Владу.
Вечером я включила камин, посадила всю семью на диваны и стала им читать. Муж не очень тогда любил художественную литературу и согласился только потому что сыну нужен пример. А Даша была тогда совсем маленькой и ничего не понимала, но сидела с нами, потом правда засыпала.
Так я делала подряд три вечера на своей собственной инициативе. А на четвертый вечер мне не пришлось никого звать - все уже сидели и ждали продолжения! Муж сказал, что начал "видеть" персонажей книги, раньше он не умел этого и не понимал, как это интересно самому рисовать "кино" в голове, читая книгу, а не просто смотреть фильм, где все герои уже такие, какими их представлял себе режиссер. Влад тоже увлекся. Мы стали с удовольствием читать каждый вечер, обсуждать героев, высказывать предположения, что будет дальше.
Так в нашей семье появилась новая традиция - совместное чтение по вечерам. Мы перечитали множество книг за эти четыре года. Столько же времени в нашей семье не смотрят телевизор. Он у нас даже к антене не подключен. Зато все с нетерпением ждут вечера, чтобы прочитать про новые приключения, пообсуждать и попредсказывать, что же будет дальше!
А что же Влад? Влад не стал без меня читать эту книгу, он ждал продолжения вечером вместе с папой, но параллельно он стал читать другие книги! Так и сейчас: сам он читает одни книги, а вечером мы все вместе читаем другие.
Вот так мы смогли привить любовь к чтению нашему сыну, который плакал над букварями. За одно создали новую семейную традицию, которую обожают все. А младшая дочка в этом году пошла в первый класс и уже записалась в библиотеку. И каждый вечер перед сном просит меня почитать ей "ее сказку" - те, что интересны нам, она еще не понимает. Для нее я читаю другие книжки. Подрастет присоединится к нам.
Какие выводы? А такие.
Во-первых, воспитывать надо сначала себя, а потом детей. Дети учатся на нашем примере.
Во-вторых, детьми надо заниматься. Ведь почему у большинства проблема с айфонами и компьютерными играми, а потому, что они сами дали детям в руки эти гаджеты для того, чтобы они им просто НЕ МЕШАЛИ! Да, это просто сунуть ребенку в руки телефон: "На, посмотри мультики", а самому пойти заниматься тем, что нравится. А потом ходить и жаловаться, что ребенок только знает, что в телефоне сидеть!
Чему научили, то и получили!