Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Хватает ли «пальчиков» у вашего бизнеса?

Юлия Игошина
Автор статьи
Организационная система. Хватает ли «пальчиков» у вашего бизнеса?
Когда ребенок рождается в роддоме, акушерка пересчитывает у него пальчики.
Когда рождается бизнес, зачастую основатель забывает проверить на месте ли «руки-ноги» - отделы организации.
Почему так происходит?
Во-первых, из-за незнания и непонимания. Нас ни в школах, ни в университетах не учат открывать бизнес.
Во-вторых, от убежденности, что у малого бизнеса не бывает отделов, потому что он малый.
В-третьих, основатель бизнеса настолько увлекается тактикой, что напрочь забывает о стратегии.
Но, чтобы организация смогла жить долго, развиваться и расти, необходимо с самого начала продумывать стратегию развития. В том числе, и структуру организации. Ее отделы должны зарождаться уже тогда, когда будущий основатель только «вынашивает» идею.
Организация (от греч. ὄργανον — инструмент) — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Определение из Википедии
Многие сейчас подумают: «Какие отделы! Бизнес начинают вдвоем-втроем, а иногда и вовсе в одиночку!».
Отдел производстваэто отдел, которой генерирует, приносящий организации прибыль, ценный продукт.

В производстве товаров – это непосредственно те цеха, которые производят продукт. В услугах – это люди, непосредственно оказывающие услуги. В торговле – это отдел, который ищет что и за сколько купить, и решает как и за сколько продать.

У каждой организации есть отдел производства – это как туловище организма. Вокруг него все собирается. Ведь именно этот отдел генерирует прибыль, остальные отделы существуют только для того, чтобы отделу производства было комфортно приносить прибыль.

Что в первую очередь необходимо производству, чтобы производить, – ресурсы. Этим занимается снабжение.
Отдел снабжения – отдел, который снабжает производство необходимыми ресурсами.

Ценность произведенного продукта необходимо обменять на деньги – продать. Это функция отдела продаж.
Отдел продаж – отдел, который превращает ценность произведенного продукта в деньги.

Чтобы обеспечить, эффективную деятельность организации в правовом поле, необходимо обеспечить грамотный бухгалтерский и налоговый учет в организации и защитить организацию с точки зрения законодательства.
Бухгалтерский отдел – отдел, который обеспечивает бухгалтерский и налоговый учет.
Юридический отдел – отдел, который обеспечивает правовую защиту организации.

Как правило, все вышеперечисленные отделы в том или ином виде всегда существуют в любой организации. А вот отделы, о которых речь пойдет ниже, часто просто упускают из виду. Но для того, чтобы организация просуществовала не пару лет, а как минимум лет 5-10, а лучше всего – пережила основателя, надо обязательно задуматься о функциях, которые выполняют следующие отделы.

Для того чтобы продавать, а лучше – продавать много и часто, необходимо обеспечить условия, в которых люди будут узнавать о вашем существовании, о существовании вашего продукта и, главное, о той ценности, которую несет ваш продукт, необходима маркетинговая стратегия. Но сфера влияния маркетинга не заканчивается на создании трафика и узнаваемости бренда или продукта, она простирается и во внешний вид помещений, заданий, машин и сотрудников, на то, как они говорят с клиентами и что говорят. Маркетинг занимается изучением рынка и конкурентов, и даже участвует в создании новых продуктов или улучшении существующих.
Отдел маркетинга – отдел, который обеспечивает качественный контакт организации с рынком.

Чтобы покупатели возвращались за вашим продуктом снова и снова, чтобы рекомендовали его другим, необходимо высокое качество продукта и сервиса обслуживания – это задача отдела контроля.
Отдел контроля – отдел, который занимается контролем качества внутри организации.

Чтобы все отделы функционировали эффективно, им необходима финансовая подпитка. Многие ошибочно считают, что распределением денежных поток занимается отдел бухгалтерии. На самом деле, бухгалтерия обрабатывает текущую деятельность организации, т.е. смотрит назад, а финансовый менеджер должен планировать – т.е. смотреть вперед. И это две противоположные функции, которые должны быть четко отделены.
Отдел финансового планирования – отдел, отвечающий за бюджет и грамотное распределение денежных потоков.

В любой организации работают люди, и этих людей надо подбирать, встраивать в бизнес-процессы организации и следить за их профессиональным ростом, обучать. Это функции еще одного отдела – отдела персонала.
Отдел персонала – отдел, занимающийся подбором персонала, адаптацией его и обучением.

Еще существуют специфические отделы, которые могут быть у организации, в зависимости от вида ее деятельности и финансовых возможностей – это отдел логистики, отдел развития, отдел инноваций, отдел охраны и т.п.

И, конечно, всеми этими отделами надо управлять – отдел управления.
Отдел управления – отдел, который координирует деятельность организации в целом, разрабатывает стратегию организации и контролирует исполнение своих функций другими отделами.
Отделов много, и для малого бизнеса это непосильная задача – набрать столько людей. Просто не хватит ресурсов.

Что же делать?

Совмещать и отдавать на аутсорсинг. Изначально в организации может быть и один человек – основатель, директор и исполнитель в одном лице. Но он должен четко понимать в какой момент функцию какого из отделов исполняет, чтобы в дальнейшем иметь возможность грамотно ее делегировать. Иначе основатель бизнеса так навсегда и останется ремесленником и не сможет стать настоящим бизнесменом.
В чем отличие? Об этом поговорим следующий раз. А пока задумайтесь, какие отделы есть в вашей организации, каких не хватает. Нарисуйте структуру своего бизнеса, даже если его еще не существует, пропишите функции для каждого отдела, ведь от того насколько правильно расположены руки-ноги на туловище, зависит качество существования организма в целом.

Все отделы должны помогать организму бизнеса расти, развиваться и идти вперед, а не мешать друг другу. Согласитесь, трудно будет жить, если две руки будут расположены справа, а «пальчиков» будет не хватать.
Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
ОБ АВТОРЕ
Юлия Игошина
Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
comments powered by HyperComments