Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Главный бухгалтер
и финансовый директор

Юлия Игошина
Автор статьи
Главный бухгалтер и финансовый директор
Каждая организация имеет в своем штате или на аутсорсинге бухгалтера, но практически ни у одного малого предприятия нет должности, которая бы выполняла функции финансового директора.
Почему?
Давайте рассмотрим три заблуждения прежде, чем придем к правильному ответу.
1. Главный бухгалтер и финансовый директор – это одно и тоже.
Отнюдь.

Основные функции бухгалтера – это обработка первичных документов, отражение всех хозяйственных операций и составление на их основе налоговых и бухгалтерских отчетов, расчет налогов, проведение инвентаризаций и оплата счетов.

Все функции бухгалтера направлены на обработку того, что уже произошло, т.е. бухгалтер смотрит в прошлое.

И если ты постоянно смотришь назад, то тебе некогда смотреть вперед. Да, бухгалтер может на основе данных прошлого сделать вывод, что так делать не надо было, а вот так было хорошо.

Но бухгалтер оплачивает счета, а не решает сколько и кому заплатить. Бухгалтер заносит сумму выручки в отчеты, но не планирует ее и не анализирует эффективность маркетинговой стратегии.

Основные функции финансового директора планировать доход, планировать расходы, формировать фонды и следить за тем, чтобы дохода организации хватало на расходы.

Финансовый директор смотрит в будущее.
2. Финансовый директор не настолько важен, как бухгалтер: без финансового директора прожить можно, а без главного бухгалтера невозможно.
Отчасти это правда. Если у фирмы не будет бухгалтера, и она не сдаст в срок декларации, то буквально через месяц налоговая заблокирует счет, и необходимость бухгалтера станет очевидной. А вот значимость роли финансового директора проявляется обычно не так быстро.

О финансовом директоре чаще всего задумываются, когда начинает не хватать денег, чтобы платить по счетам. Т.е. пока первоначальный капитал не истрачен, пока обороты растут и расходы покрываются авансами, то финансовый директор со своим планированием некому не интересен.
3. Функции финансового директора – это часть функций исполнительного директора.
Задача исполнительного директора – обеспечить бесперебойную работу организации сегодня. В его зоне ответственности оперативное управление – краткосрочная задача.

А задача финансового директора – обеспечить стабильное функционирование организации в будущем – долгосрочная задача.

Их интересы бывают диаметрально противоположными. Исполнительный директор требует срочно оплатить новый станок, чтобы повысить производительность. Он видит, что деньги на счету есть, и организация может сегодня это сделать. Но деньги, которые на счету сегодня предназначены на выплату заработной платы через три дня, и на рекламную компанию, которая запланирована через неделю, а еще в этих деньгах отложена сумма на оплату семинара для сотрудников через месяц. И это все запланировано финансовым директором, который смотрит в будущее и понимает, что станок нужен, но у нас еще не накопилось достаточно средств на его покупку, а оставить сотрудников без зарплаты приведет к снижению производительности, несмотря на покупку нового станка.

Поэтому эти функции надо разделять и принимать решение на основании этих двух сторон – финансового директора и исполнительного. А решение должна принимать третья сторона – собственник.

Задача собственника – долгосрочное стабильное развитие организации, приносящей прибыль – стратегическое управление.

Пока бизнес малый эти три функции зачастую совмещаются в одном лице, потому что не хватает ресурсов, как материальных, так и людских.

Но если собственник планирует развивать организацию, масштабироваться, то он должен планировать введение этих двух должностей, которые будут подчиняться только ему напрямую. Ни в коем случае финансовый директор не должен быть в подчинении у исполнительного, или наоборот.

Во-первых, чтобы не произошел перекос развития организации.

Во-вторых, чтобы собственник сохранил влияние на бизнес, отойдя от ежедневного оперативного управления компанией.
Подведем итог.
Главный бухгалтер в организации должен заниматься учетом и отражением в системе учета уже свершившихся операций – он документирует, а не планирует. Главный бухгалтер оплачивает счета, но не решает кому, когда и сколько платить.

Основная функция главного бухгалтера – сохранить материальные ресурсы организации путем полного и своевременно их учета.

Задачи главного бухгалтера:
  • правильно и своевременно задокументировать то, что было, - правильно посчитать налоги,
  • правильно сформировать отчеты и декларации,
  • вовремя подать отчеты и декларации в контролирующие органы,
  • совершать платежи в суммах и сроках, указанных финансовым директором,
  • проводить инвентаризацию материальных ценностей организации.
Основная функция финансового директора – спланировать распределение полученных денежных средств так, чтобы все отделы организации могли полноценно выполнять свои функции.

Задачи финансового директора:
  • планирование дохода,
  • разработка системы скидок,
  • анализ эффективности маркетинговых мероприятий,
  • сбор информации о необходимых расходах,
  • оптимизация расходов организации,
  • формирование финансового плана,
  • формирование фондов,
  • контроль за исполнением финансового плана
Главный бухгалтер фиксирует факт, а финансовый директор планирует. И эти две должности одинаково важны для организации, но при этом не совместимы в одном лице.
Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
ОБ АВТОРЕ
Юлия Игошина
Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
comments powered by HyperComments