Как финансовое планирование стало частью моей жизни и бизнеса.
Центр сопровождения бизнеса «МИРЕНА» я создала, когда мне еще не исполнилось 30 лет. До этого я после университета поработала пару лет в КРУ (бюджет), а потом бухгалтером на дому. Как работают коммерческие организации изнутри, я представления не имела. Я строила свою организацию по наитию методом проб и ошибок: «я хочу, чтобы было так», «так не получается, давай попробуем по-другому», «а вот это работает!» …
Через пару лет численность сотрудников ЦСБ «МИРЕНА» превысила 7 человек, и случился первый кризис «роста». Вообще, у нас было всегда два типа кризисов: роста числа сотрудников и кризис падения выручки.
Наша сфера – услуги, услуги – это сотрудники, чем больше клиентов, тем больше надо сотрудников. Наши клиенты – предприниматели, предпринимательство – это риск: вчера – ты на коне, а сегодня – нет дохода. Вчера он нам платил много, а сегодня заморозил бизнес, и мы переходим на минимальные квартальные платежи. Поэтому эти «качели» вверх-вниз у нас происходят всегда.
Вернемся к кризису роста. Для каждого нового сотрудника при росте организации надо не только выделить средства из бюджета фирмы на зарплату и налоги, но и оборудовать рабочее место: купить мебель, купить компьютер и т.д. А это пусть единовременные, но довольно значительные затраты для одного-то месяца. И я беру кредит…
Мы продолжаем расти, нас уже 10, и мы не вмещаемся в свой старый офис. Снимаем офис побольше, делаем ремонт, заказываем новую мебель. И снова кредит…
Число сотрудников выросло, и за каждого я в ответе, чтобы у всех была работа. Я теперь не могу ждать клиентов по «сарафанному радио», текущие клиенты от нас не уйдут – в этом я уверена, но вот их бизнес может закончится в любой момент: падение спроса, вытеснение конкурентами, скачок доллара, банкротство банка… Любое внешнее событие может в любой момент разорить бизнес. Поэтому я принимаю решение увеличить приток новых клиентов – маркетинг, реклама, партнерство. Это тоже требует денег. На этот раз я не беру новый кредит, но трачу на маркетинг деньги, которые должны были выплачиваться лично мне. И незаметно я накапливаю неприлично большой долг на кредитках.
И вот: фирма растет и процветает, зарплата платится вовремя, офис современный и стильный, о нас все слышат и говорят, благодаря вложениям в маркетинг, все видят меня успешным предпринимателем, а я в долгах… Платить-то я платила их в срок. Я, к своему счастью, не дошла до того момента, когда пошли бы просрочки по кредитам.
Именно в этот момент, я поняла, что надо что-то менять. Надо планировать, а не плыть по течению. Я с головой ушла в изучение самых различных материалов по финансовому планированию. К моему удивлению, этого материла не так уж и много, и все так сложно и запутано. Много каких-то формул, рассчитав которые, ты конечно поймёшь, что твоя EBITDA – «сущая беда», но я то искала не формулы, а ответы на вопросы:
«Как сделать так, чтобы фирма росла без кредитов?»
«Как распределять выручку так, чтобы не в ущерб развитию, я тоже получала свои дивиденды?»
«Как правильно планировать, а не считать последствия совершенного?»
И я нашла ответы на свои вопросы. Это не одна книга или тренинг. Это десятки книг, сотни статей и вебинаров, из которых я по крупицам собирала информацию, составляла свои финансовые планы и тестировала на собственном бизнесе.
И когда у меня получилось досрочно погасить три кредита, когда я сама стала ежемесячно получать свои заработанные деньги, при этом фирма продолжает расти, зарплата выплачивается вовремя и даже с премиями, я поняла, что нашла «философский камень» финансового планирования и мне захотелось поделиться своим открытием.
Только полгода моей работы в сфере финансового планирования, принесли свои плоды не только мне, но и моим клиентам. Моя душа наполняется счастьем, а эго – гордостью, когда предприниматели приходят и рассказывают, что они заработали больше, благодаря моим советам по финансовому планированию. И это настолько заряжает энергией и желанием помочь всем собственникам малого бизнеса решить свои проблемы, помочь им вылезти из долгов и вырасти в крупную прибыльную компанию, что я не могу молчать.
Вот именно поэтому я и стала бизнес-тренером именно по финансовому планированию.