Подпишись чтобы не пропустить
Выпуск статей автора Юлии Игошиной выходит один раз в неделю по четвергам.

Как стартап не перепутать
с однодневкой

Юлия Игошина
Автор статьи
Как стартап не перепутать с однодневкой.
Вчера ко мне обратился клиент с просьбой проверить фирму-поставщика на наличие у нее признаков фирмы-однодневки.
Фирма эта сделала пару отгрузок в адрес клиента, по поставкам все было нормально, но уже каждый предприниматель знает, что закрытая поставщиком сделка это не конец.

Теперь надо пережить еще 3 года, чтобы не заставили восстановить вычеты по НДС и убрать из расходов по налогу на прибыль сумму этой сделки, если вдруг налоговая увидит в этом поставщике признаки фирмы-однодневки. А, значит, будет инкриминирована нереальность сделки или сделка с целью уменьшения налогов, что, согласно Налогового кодекса РФ, налоговое преступление.

И вот, проверяя признаки фирмы-однодневки, я заметила, что многие из признаков соответствуют просто молодым начинающим организациям - стартапам, которые и не планируют быть однодневками, а мечтают вырасти и стать крупными компаниями, но им надо время и клиенты. Клиенты, которые бы не боялись работать с ними, потому что налоговая может привлечь их из-за работы с фирмами-однодневками.
Так, какие же признаки фирм-однодневок?


1. Молодость организации. Если фирма зарегистрирована недавно, а это может быть и до 2-х лет. Налоговая считает, что с такими фирмами работать нельзя. С одной стороны, они правы, ведь фирмы-однодневки в большинстве случаев живут максимум до 3-х лет. Но этот признак и полностью соответствует стартапам.
2. Массовость юридического адреса, директора или учредителя. Этот признак тоже не однозначен, но в большинстве случаев верен. Поэтому не стоит открывать на себя сразу несколько ООО и ИП. Лучше все-таки в начале деятельности не дробить свой бизнес. Что касается юридического адреса, то действительно многие начинающие компании не могут позволить себе офис и покупают место – так дешевле. В этом случае, надо проверить этот адрес на сайте налоговой на массовость.

3. Отсутствие работников. Очень спорный признак. Например, чтобы заниматься оптовой торговлей на первом этапе достаточно одного директора, который будет и менеджером, и бухгалтером, и директором в одном лице. И хотя это реальная ситуация в бизнесе, со стороны налоговой на это смотрят крайне подозрительно, усматривая или признаки фирмы-однодневки, или неоформленных работников, а значит уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Получается, что штатные работники необходимы, но есть выход – аутсорсинг. В налоговой и в банках уже хорошо знают про аутсорсинг, и договор с аутсорсинговой организацией оправдывает отсутствие штатных работников, и законным способом позволяет экономить.

4. Отсутствие основных средств, офисных помещений, склада. Многие виды бизнеса могут обходиться и без основных средств или взять их в аренду. Склад тоже многие не покупают и не арендуют, потому что при правильной логистике на этом можно сэкономить. Про офис я уже писала. В этой ситуации при вызове в налоговую директор может экономически обосновать отсутствие у него основных средств и недвижимости, главное, директору явиться на вызов.
5. Несоответствие ОКВЭДов текущей деятельности. Здесь поможет только внимательность руководства и компетентность специалиста, который занимался регистрацией организации.

6. Отсутствие сайта и информации об организации на бесплатных интернет-ресурсах, которые собирают данные о бизнесе. Сайтами интересуется не только налоговая, но и банки тоже запрашивают адрес сайта в официальных запросах. Это требование налоговой делает сайт неотъемлемым атрибутом любой организации, практически, как печать или устав. Поэтому сайт надо делать, при этом не надо что-то грандиозное и дорогое, достаточно хорошего сайта-визитки, так называемого, лэндинга.

Зная эти признаки, стартап может подготовиться к неудобным вопросам, а некоторые моменты сразу подкорректировать, например, внести нужные ОКВЭДы, проверить на массовость юридический сайт и, конечно, обзавестись сайтом, сразу после регистрации.

Больших прибылей!

Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
ОБ АВТОРЕ
Юлия Игошина
Руководитель Центра сопровождения бизнеса "МИРЕНА", аудитор, эксперт в области финансового планирования, блогер.
comments powered by HyperComments